Поговорим об этом с врио руководителя Оренбургского УФАС России Людмилой Полубояровой.
- Чем обусловлена необходимость внедрения антимонопольного комплаенса?
- Как известно, Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы. Мероприятия Национального плана направлены на достижение трех ключевых показателей, один из них - снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления до 2020 года не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
Указ Президента №618 содержит прямое указание руководителям регионов активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах и в срок до 1 марта 2019 года принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органа исполнительной власти субъекта, чем и является антимонопольный комплаенс.
Что представляет собой антимонопольный комплаенс?
- Под антимонопольным комплаенсом понимают совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Это элемент системы управления рисками (риск-менеджмент), разработанный в целях предотвращения наступления рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Для большего понимания кратко обозначу как это работает на практике. Например, правовые акты, принимаемые региональными органами власти и муниципалитетами, уже на стадии разработки будут проходить оценку на предмет соответствия нормам антимонопольного законодательства. Данную работу проводят соответствующие уполномоченные лица органа. Неоднократно выявлялись случаи, когда те или иные акты содержали признаки ограничения конкуренции. Это касается в частности сферы пассажирских перевозок, когда требования к участникам конкурса были завышены, необоснованы. Таким образом, предварительный анализ акта позволит своевременно выявить нарушение и предотвратить его на стадии разработки без выдачи предупреждений, предписаний антимонопольным органом.
- Людмила Юрьевна, какие цели преследует антимонопольный комплаенс?
- Как видно из примера, в первую очередь, данный механизм направлен на обеспечение соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства. Во-вторых, это профилактика нарушений органов власти, и, как следствие, сокращение их количества. В третьих, реализация антимонопольного комплаенса способствует повышению уровня правовой культуры в органах власти.
- Все ли региональные органы государственной власти должны внедрить антимонопольный комплаенс?
- Из положений Указа Президента РФ №618 следует, что система антимонопольного комплаенса на уровне субъекта РФ должна охватывать всю систему органов исполнительной власти региона в соответствии с уставными документами (высшее должностное лицо, правительство, иные органы исполнительной власти).
Подчеркну, что органами государственной власти субъектов РФ необходимо внедрить антимонопольный комплаенс до 1 марта 2019 года.
- В какие сроки нужно внедрить антимонопольный комплаенс органам местного самоуправления?
- Указом Губернатора Оренбургской области от 27.02.2019 г. № 85-ук "О порядке создания и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области", органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области рекомендовано в срок до 1 апреля 2019 года принять правовые акты по созданию и организации антимонопольного комплаенса.
- Нужно ли внедрять комплаенс в подведомственные организации органов исполнительной власти, в деятельность МУП, МАУ, хозяйственных обществ, если доля участия муниципального образования в их уставном капитале превышает 50%?
- Действующими нормативными правовыми актами такая необходимость не предусмотрена.
- Антимонопольный орган, являясь федеральным органом исполнительной власти внедряет антимонопольный комплаенс?
- Безусловно. Оренбургское УФАС России, уже применяет данный механизм для выявления рисков при принятии тех или иных решений.
- Механизм принципиально новый, органам власти наверняка требуется методическая помощь. Как УФАС проводит разъяснительную работу?
- Обращаю внимание, что всю необходимую информацию можно найти на сайтах антимонопольного органа. В первую очередь, на сайте ФАС России в разделе в разделе «Нацплан развития конкуренции».
На сайте Оренбургского УФАС России в разделе «Главное» создана рубрика «Антимонопольный комплаенс: материалы в помощь органам власти». На данный момент там представлены презентации по комплаенсу, буклет, рабочая тетрадь, разъяснения, методические рекомендации и иные материалы. Информация постоянно обновляется, актуализируется.
В разделе «Публичные обсуждения» можно ознакомиться с видеозаписью с публичных обсуждений, проводимых Оренбургским УФАС России 14 марта 2019 года. Тогда внедрение антимонопольного комплаенса органами власти стало основным вопросом повестки дня.
Также на сайте публикуется информация по итогам обсуждения внедрения антимонопольного комплаенса с Общественным советом при Оренбургском УФАС России, Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Наши специалисты уже уже не раз говорили об антимонопольном комплаенсе в рамках телепередачи «Вести.Антимонопольная служба» на канале Россия-24. Все эфиры доступны для просмотра на портале Вестирама.ру.
Людмила Юрьевна, спасибо за такое подробное разъяснение. Думаю, в следующий раз поговорим с Вами об основных этапах внедрения антимонопольного комплаенса.
Персоны1 и Компании1 в новости
Общественная редакция в Оренбурге
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.