Недавний сбой в Facebook вызывал много ажиотажа и самых разных теорий – от ошибки и сбоя до жуткой конспирологии. Но самый главный вопрос – кому же все-таки выгодна ситуация с обрушением серверов гиганта и кто смог использовать это в целях PR.
4 октября по всему миру начались сбои в сервисах Facebook. Помимо социальной сети проблемы также затронули дочерние проекты компании – WatsApp и Instagram. Первые пару часов пользователи были очень недовольны, потом у отдельных людей началась истерика, и завершилось все это массовым исходом в Telegram.
Так как никто толком не понимал, что происходит, сработал закон, о котором ещё в середине XX века говорил философ Л. Рон Хаббард и люди начали выдумывать объяснения происходящему. Версии были одна занимательнее другой, причем, чем больше проходило времени, и чем сильнее было недовольство, тем более удивительными они становились! Апогея эти истории достигли уже на следующий день. Facebook уже починили, WatsApp уже стабильно работал, но теории продолжали сыпаться, как из рога изобилия, доходя до занимательной конспирологии. И за этим всем обилием теорий и разборов потерялось важное – кто смог извлечь выгоду из произошедшего глобального коллапса одной из самых крупных IT компаний планеты.
Самым очевидным выгодополучателем этого события стал Telegramm, куда массово побежали пользователи WatsApp, чтобы продолжить нужные переписки, чаты, пересылку файлов и жизненно-важных сообщений включая свежие мемы. Тут все довольно очевидно и можно только порадоваться за Павла Дурова, чье приложение только за 4 октября скачало более 70 млн. новых пользователей. Для лучшего понимания масштаба – это все население Украины, Румынии и Чехии вместе. Или половина населения России.
Кто же еще? К сожалению, выгоду получили современные «лудиты» – те, кто боятся интернета и готовы назвать его корнем зла и источником всех проблем общества получили повод лишний раз рассказать про его неспособность, необходимость ужесточить контроль над интернетом и социальными сетями, а в идеале вообще все запретить и сделать свои – правильные. Эх, если бы еще эти инициативы хоть раз привели к созданию чего-то нового…
Ну и самое неочевидное – выиграл сам Facebook. Пусть не с точки зрения числа пользователей, но с точки зрения глобального PR. По интересному совпадению, буквально за несколько дней до сбоя разразился большой скандал в западной прессе с участием этой корпорации. Бывшая сотрудница Facebook заявила, что собрала большое количество документов за время работы в компании, которые свидетельствуют о намеренном разжигании конфликтов на платформе для повышения уровня вовлеченности пользователей в дискуссии и увеличению трафика социальной сети.
Пресса гудела, и все это обещало превратиться в серьезную проблему на фоне крайне либеральных настроений запада. И вдруг происходит глобальный сбой, и информационный фокус смещается на него. Спустя неделю-две потери от сбоя отыграются назад, но ту самую неделю, когда СМИ активно раздували бы новость про токсичность Facebook они будут заняты «самым большим сбоем в истории!!» и «Цукерберг потерял $7 млрд!!»
Я не утверждаю, что это была спланированная акция, и Марк все просчитал. Я просто хотел обратить ваше внимание, что с точки зрения PR, для Facebook это было очень вовремя. Совпадение? Возможно.
Общественная редакция в Оренбурге
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.