По данным октябрьского опроса «Левада-Центра», около четверти россиян вообще не используют банковские карты для совершения покупок. Одной из главных причин этого специалисты называют страх граждан оказаться жертвой финансовых мошенников.
Руководитель службы информационной безопасности Банка «Пойдём!» Евгений Леонов рассказал о самых распространённых способах обмана держателей карт.
1. Считывающие устройства и камеры на банкоматах
Злоумышленники могут установить на терминал устройства, считывающие данные магнитной полосы (для создания дубликата банковской карты) и PIN-код. И порой мошенники с помощью клея, скотча и фотоплёнки заставляют карту застрять на выходе из картоприёмника и забирают её.
Евгений Леонов советует:
– Используйте банкоматы, установленные в безопасных местах, например, в госучреждениях, филиалах банков, торговых центрах, гостиницах, вокзалах.
– Не используйте устройства, запрашивающие PIN-код карты для входа в помещение, где установлен банкомат.
– Вводите PIN-код так, чтобы находящиеся рядом люди не смогли его увидеть.
– Не используйте некорректно работающий банкомат (например, если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается).
– Если банкомат не возвращает карту, сообщите об этом в ваш банк по телефону, указанному на устройстве. Не принимайте при этом советы и помощь посторонних людей.
2. SMS-сообщение якобы от банка
Самые популярные сообщения – о блокировке карт. При этом указан номер телефона, куда нужно перезвонить, чтобы карту разблокировать.
– Если вы позвоните по указанному номеру, вас, скорее всего, попросят подойти к банкомату и совершить определённые действия с картой, – говорит Евгений Леонов. – А чуть позже вы можете обнаружить, что деньги исчезли с вашего счета банковской карты.
Запомните: в таком случае стоит звонить только на номер вашего банка, указанный на официальном сайте или на обороте банковской карты. Уточнить информацию о блокировке карты лучше в офисе вашего банка.
3. Телефонный звонок якобы от сотрудника банка
С помощью телефонного звонка от имени сотрудника банка злоумышленник, в рамках вымышленной легенды (например, блокировка вашего счета по подозрительной операции по карте или закрытие вашего счета на основании заявления), постарается выяснить у вас конфиденциальную информацию (логин/пароль от личного кабинета, данные карты, PIN-код, код подтверждения), необходимую для совершения операции по выводу денежных средств с вашего счета банковской карты. Вы можете это обнаружить при следующей проверке остатка на счете.
Для того чтобы избежать хищения ваших средств, вы не должны никому и никогда сообщать эту конфиденциальную информацию. При поступлении такого подозрительного звонка необходимо его прекратить и перезванивать в ваш банк на номер, указанный на официальном сайте банка или на обороте банковской карты.
«Пожалуйста, запомните главное: сотрудникам банков категорически запрещено спрашивать у клиентов номера карт, PIN-коды, коды подтверждения, логин/пароль от личного кабинета. Если вам задали такой вопрос, не сомневайтесь – это мошенники! Никому, никогда, ни при каких условиях не сообщайте эту информацию!» - подчеркнул Евгений Леонов.
Серьёзным шагом в вопросе обеспечения безопасности банковских операций должно стать создание базы биометрических данных россиян. Считается, что многоступенчатая идентификация, включающая и введение пароля, и распознавание голоса и лица человека, должна сделать доступ мошенников к счетам граждан практически невозможным.